Я однажды в разговоре с верующим сказал вещь, которая прежде мне не приходила в голову.
Мне говорили: "Не раз ведь так бывало, что за больного молились - и он выздоравливал". Я сначала ответил обычным "Вы же не знаете, может, он и так бы выздоровел", а потом добавил:
- Если вы склонны приписывать выздоровление молитве, то давайте будем последовательны. Не раз так бывало, что за человека молились - и он умирал; это значит, молитва его убила.
- ...Что-что?
- С чего вы взяли, что молитва действует только в плюс? Почему, когда человек умер - это "молитва оказалась бессильна", а когда выжил - "молитва помогла"? Давайте наоборот: умер - убит молитвой, выжил - пересилил её.
- Но ведь молитва хорошая вещь, она не может вредить...
- Почему хорошая?
- Но она помогает...
И далее обычный замкнутый круг. Молитва хорошая потому, что помогает. А считаем, что она помогает мы потому, что она не может вредить, ведь она хорошая.
(Конечно, всё это пустое: определить, помогает молитва или вредит, можно было бы двойным слепым экспериментом на паре тысяч людей. Но такие эксперименты ставились многократно, и действие молитвы почти всегда оказывалось эквивалентно плацебо: иными словами, что молись, что нет, умирает одно и то же число людей)