...кому-нибудь ещё кажется странным, что детей сначала учат вымышленным понятиям животных (ведь кроме кошки и собачки ребёнок никого не видит!), а потом с помощью этих гипотетических, с картинок и слов воспринятых существ, изображают ситуации из жизни человека?
Настоящие лев, слон, змея, лягушка - по повадкам и по "впечатлению" от них совсем не похожи на те карамельные образы, которые остаются у большинства в головах и до взрослого возраста. Зачем же тогда эти "зверушки" нужны? Практической пользы в жизни от представления о говорящей "ква-ква" лягушке нет; когда видишь её впервые, всё равно знакомишься с ней заново. Получается, "зверушки" - это конструктор, которые забрасывается в голову первым делом. Строительные блоки, из которых можно дальше лепить более сложные схемы отношений, принятых в современном обществе.
Интересно, как устроены мозги у человека, которого в детстве не учили "зверюшкам"?
Настоящие лев, слон, змея, лягушка - по повадкам и по "впечатлению" от них совсем не похожи на те карамельные образы, которые остаются у большинства в головах и до взрослого возраста. Зачем же тогда эти "зверушки" нужны? Практической пользы в жизни от представления о говорящей "ква-ква" лягушке нет; когда видишь её впервые, всё равно знакомишься с ней заново. Получается, "зверушки" - это конструктор, которые забрасывается в голову первым делом. Строительные блоки, из которых можно дальше лепить более сложные схемы отношений, принятых в современном обществе.
Интересно, как устроены мозги у человека, которого в детстве не учили "зверюшкам"?
Да, это образы, которые в понятной и приятной форме учат "что такое "хорошо", а что такое "плохо""
Интересно, как устроены мозги у человека, которого в детстве не учили "зверюшкам"?
Наверно, если ребенку в детстве вообще никаких сказок не читали, то это будет не очень здоровый человек. В нравственном отношении, прежде всего.
Если он не воспринял схемы отношений, принятых в современном обществе., то столкнувшись с этим обществом, он либо пойдет по антиобщественной дорожке, либо приучится, но не без серьезных потрясений, которые скорее всего повлияют в худшую сторону.
Хотя я не исключаю что в редких случаях на такой почве может вырасти мыслитель. Но мыслитель может вырасти и из ребенка, которому читали сказки, но который, став чуть старше, подумал "А чего в жизни все по-другому?".
Если же сказки про говорящих животных заменили чем-то другим, то цель-то все равно одна - воспитательная. Зависит от того, чем заменили.
Кстати, слушая сказки, ребёнок ставит себя на место героя. Допустим, колобок: убежал он от дедки с бабкой, ему навстречу куча разных животных. Нормы поведения лисы, волка, создают в голове образы характеров, но характеров таких, какие ребёнок не примерит на себя. Ведь в сказке не герой так поступил! Не объясняется, почему лиса хитрит. Она просто хитрая, это часть поведения лисы.
То есть, человеку в голову закладывают кирпичики восприятия других людей, которые не подходят ему самому. Если бы все в мире слушали сказку про колобка, никто бы не был хитрым, но все боялись бы друг друга. Может быть, влияние штампов теряется со взрослением, и люди начинают сами быть хитрыми, а в других видеть простаков; тогда понятна детская мораль колобка - убежишь от дедки с бабкой, тут тебя хитрые люди съедят. Может быть. Однако как "лягушка-квакушка" и "лисичка-сестричка" - оторванные от реальности образы, сохраняются до седин в голове, так и заданные сказками штампы могут определять палитру характеров, которыми человек всех видит.
А интересна мне была не столько социальная подкованность человека "без зверушек", сколько его мировосприятие. Как это - не уметь читать? Как это - не иметь в голове всех этих разноцветных представлений о коровке, говорящей "му", о зайце-попрыгайце, о хрюкающей свинье, и так далее. Как для такого человека будут восприниматься животные? Как нечто страшное, неземное? Всё, с чем мы знакомимся слишком поздно, кажется неземным...
А если ребёнка научить в карамельной форме, скажем, пришельцам или зомби с детства, будут они для него такими же естественными?
Мировоззрение складывается уже в более позднем возрасте и его создают другие влияния. Не думаю что человек будет воспринимать других людей только на опыте сказки. Восприятие и оценка человеком окружающего мира сильно меняются в подростковом и юношеском периоде, так что влияние сказок вообще сходит на нет.
Видел я девочку-сироту, которой сказки точно не читали. Она в первый раз пошла в зоопарк и от души смеялась и радовалась, когда видела тамошних зверей. Да и остальные (там целая группа из приюта была) тоже веселились.