Во-первых, в роли несчастной сестрёнки опять Кирино. У этой актрисы, похоже, амплуа такое. Кто-то озвучивает императоров, кто-то застенчивых девочек, а эта девушка отныне в каждом аниме будет сами знаете кем. "Н-нэ! Кёске ттеба!"
Офигенная карьера.
Во-вторых, Sword Art Online талантливо снят. Это не заметно сначала, по первой серии вообще кажется, что типичный сериал про прокачку в РПГ. Но он не такой. Он большой. От него остаётся то самое замечательное ощущение, что смотришь не пустяк, а что-то судьбоносное, неизбежное. Наверное, это одна из лучших реакций, которой может добиться автор книги или аниме - когда история кажется важной, какой бы пустяковой она не была. Не знаю, всякий ли вообще испытывал такое чувство, поскольку у меня оно бывает редко.
Траляля три рубля, здесь я говорю о плохих сторонах SAO, здесь я говорю о плохих сторонах SAO. Рыба рыба рыба. Придумайте вопрос, подходящий для экзамена по выбранной специальности и ответьте на него сами.
Поговорили о плохих сторонах SAO.
Что я хотел сказать-то. Нигде не видел, чтобы так здорово сделали деление на реальный мир и РПГ. Так последовательно, что приятно смотреть. Сказочный, волшебный мир игры, со сверкающими городами, с огромным древом, уходящим в заоблачные выси, с ярким синим небом. Блондинка-Лифа, болтающая весело, задорно. И серые будни, обычный город, дождик за окном, темноволосая, как все японки, неряшливая Сугуха, глухой - обыкновенный - будничный голос, скучный высокий голос её одноклассника. Это жизнь. Это правда жизнь.
Не смешали, не противопоставили, а просто дополнили одно другим.
Будни и сказку.
И когда на улице начинается гроза, а одноклассник звонит и кричит что-то про гильдию, и что Саламандры собираются на кого-то напасть, министр предатель, а сам он валяется парализованный, а они чего-то там захватят, с кем-то объединятся, и тогда всё пропало, а на улице в это время обыкновенный город и обыкновенная гроза, и только в этой комнате, только эти слова, врываясь в этот обычный мир, подчиняют его себе и перестраивают и согревают комнату отблесками того мира - в этот момент глупое детское аниме становится лучше, чем от него можно было бы ждать.
Мне, в целом, не успел понравиться Sword Art Online, и уже не успеет - осталось пять серий. Возможно, несколько лет назад он мог бы подействовать на меня, как подействовала раньше Тора-дора. Сейчас не получается - некоторые серии я даже скроллил, он скучноват.
Но глядя на него, всё-таки хочется сказать: посмотрите - ведь можете, если захотите. До сих пор можете. Даже сейчас, даже среди всего того, во что давным-давно превратилось аниме. Ведь можете же.
Нарисовать не мадоку магику. И даже не Нисемоногатари.
А вот эту грозу и этот телефонный звонок.
Офигенная карьера.
Во-вторых, Sword Art Online талантливо снят. Это не заметно сначала, по первой серии вообще кажется, что типичный сериал про прокачку в РПГ. Но он не такой. Он большой. От него остаётся то самое замечательное ощущение, что смотришь не пустяк, а что-то судьбоносное, неизбежное. Наверное, это одна из лучших реакций, которой может добиться автор книги или аниме - когда история кажется важной, какой бы пустяковой она не была. Не знаю, всякий ли вообще испытывал такое чувство, поскольку у меня оно бывает редко.
Траляля три рубля, здесь я говорю о плохих сторонах SAO, здесь я говорю о плохих сторонах SAO. Рыба рыба рыба. Придумайте вопрос, подходящий для экзамена по выбранной специальности и ответьте на него сами.
Поговорили о плохих сторонах SAO.
Что я хотел сказать-то. Нигде не видел, чтобы так здорово сделали деление на реальный мир и РПГ. Так последовательно, что приятно смотреть. Сказочный, волшебный мир игры, со сверкающими городами, с огромным древом, уходящим в заоблачные выси, с ярким синим небом. Блондинка-Лифа, болтающая весело, задорно. И серые будни, обычный город, дождик за окном, темноволосая, как все японки, неряшливая Сугуха, глухой - обыкновенный - будничный голос, скучный высокий голос её одноклассника. Это жизнь. Это правда жизнь.
Не смешали, не противопоставили, а просто дополнили одно другим.
Будни и сказку.
И когда на улице начинается гроза, а одноклассник звонит и кричит что-то про гильдию, и что Саламандры собираются на кого-то напасть, министр предатель, а сам он валяется парализованный, а они чего-то там захватят, с кем-то объединятся, и тогда всё пропало, а на улице в это время обыкновенный город и обыкновенная гроза, и только в этой комнате, только эти слова, врываясь в этот обычный мир, подчиняют его себе и перестраивают и согревают комнату отблесками того мира - в этот момент глупое детское аниме становится лучше, чем от него можно было бы ждать.
Мне, в целом, не успел понравиться Sword Art Online, и уже не успеет - осталось пять серий. Возможно, несколько лет назад он мог бы подействовать на меня, как подействовала раньше Тора-дора. Сейчас не получается - некоторые серии я даже скроллил, он скучноват.
Но глядя на него, всё-таки хочется сказать: посмотрите - ведь можете, если захотите. До сих пор можете. Даже сейчас, даже среди всего того, во что давным-давно превратилось аниме. Ведь можете же.
Нарисовать не мадоку магику. И даже не Нисемоногатари.
А вот эту грозу и этот телефонный звонок.
Нет, САО было более-менее смотрибельно, но САЛО...
В общем, думаю, тут каждый видит своё, так что не буду никому портить настроение/впечатления своими комментариями о главном разочаровании 2012 года ^^;
С чего это вдруг? Это ж Адзу-нян из К-Она, который, как и сама Адзу-нян, раскручен не меньше — посмотреть хотя бы результаты Саймоэ. А в Бакатестах — юрийный кохай.
К тому же, я помню, что и Тору-дору фанаты книг ругали на чём свет стоит, а книги я потом прочёл, и хотя они, действительно, местами отличаются, по духу они похожи и экранизованы хорошо. Так что, возможно, и здесь это просто реакция на непривычную трактовку?
Кстати, наткнулся в интернете на отличный (и долгий) обзор этого аниме - оставлю тут:
Sword Art Online
Hoo boy.
Alright son so earlier I told you the sordid tale of Kawahara Reki. He sure did get himself into a darn hootin’ lotta trouble now didn’t he? Murdering HiME team in cold blood ain’t a very nice thing to do y’know. But ya can tell he meant well, what with Accel World’s vaguely nuanced characters at the start of its run and inspired electronica flavored soundtrack. But let me tell ya this straight son. Mr. Kawahara’s heart wasn’t so pure not too long ago. No, his heart was darker than the blackest pitch. You may point to Noumi and say “But Uncle Kefkef, how can it get worse than this?” Well let’s take a look and see. But first be a good boy and get your Unkie some of his opium.
Ahhhhhhhhh, that’s better. So let’s begin.
Long ago Kawahara was playing an MMO and thought “those fucking high level bastards. Hogging all the raids and phat loot and girls. Fuck them holy shit fuck them fuck them fuck them.” His rage was sufficient to undo the limiter placed upon him centuries ago by the great galactic council of archailects, and thus the universe was helpless to watch as Kawahara rage quit the MMO, put pen to page, and ushered forth a new dark age unto our world. His macabre art took the form of a vast, incomprehensible entity known by different names to different people. To some this malevolent godhead is known as “SAO.” Others carry deep fear for “ALO.” And legends tell of yet many more names attributed to this force of pure evil. Over the ages we’ve collected comprehensive data on this entity of fear from the mouths of researchers brave enough to peer into the void – typically shortly before taking their own lives, unable to cope with the realization that the universe is not just cruel and uncaring, but actively hateful. This is their tale. Remember it well son, for you must pass on the tale to the next generation.
We start with a man named Kirito. But he is no ordinary man, no properly sculpted fictional character. Indeed, Kirito is the super badass utterly better than everyone ever at everything Gary Stu hero of SAO. Kawahara, resentful of those higher level than him in an MMO, literally wrote a self-insert MMO novel about the coolest guy in the fucking universe – himself. Free of the constraints of an actual game, Kawahara was able to mold himself into the perfect, absolute MMO paragon of success. And that is all Kirito is, and all he ever will be. There is nothing more to his characterization than a dark recess into which Kawahara can transplant his sinister, ebony heart.
But it does not end there. No, the perfect MMO hero needs a babe. A beautiful babe who he gets to fuck. Oh man fuck yeah. So we’ve got Asuna, the Mary Sue companion to our Gary Stu. Perfect in every way, remarkably devoid of personality, and perhaps most importantly completely incapable of stealing any of Kirito’s lime light. After all, this is Kirito’s story bitch. Now get back into the kitchen and make Kawahara some fucking sandwiches. Eventually Kawahara realized that he…I mean Kirito could never be satisfied with just one bitch, so he added Sugu’s Sugus, Silica, and Liz. These characters had slightly more personality and liveliness than Asuna and Kirito. Indeed, the strongest of them – Liz – is almost tragic in the way that she is doomed to forever wander the forlorn SAO universe without hope of ever meeting anyone else more interesting than Silica. But we know she’s strong enough to carry on bolstered only by Silica’s genki Hidakaness and general hotness. But that’s a story for a different day.
Oh, but the dark monument of SAO was not created without contention. Indeed, a flight of the tenkai’s strongest angels and the makai’s most powerful maous fought bravely to twist Kawahara’s dark imaginings into a less toxic shape. At times their valiant efforts are evident. The fight versus the level 74 boss is a beautifully sculpted sequence of tension, excitement, action, and general balls to the wallsness that only angels and maous can create. But Kawahara did not take this assault lying done – no, he punished these warriors by wiping them out to a man, and then unleashing the entirely off screen SKULL REAPER battle upon the once innocent cosmos. The ensuring battle with Kayaba is an affair too sordid for even our brave researchers to repeat. The mere thought of uttering what they saw drove all to madness.
The tale then seems to acquire the light of hope as it transitions into the ALO epoch. The evil, dreary visuals develop a lighter, succulent hue, and a rebirth of sorts gives hope that Kawahara might have been moved enough by legions of brave warriors annihilated by his hand to turn over a new leaf and forsake his darkness. Oh, but this was just a new evil, more insidious than the last. For ALO wasted no time in resecting the small but vigorously living sections of SAO. The plot? NO MORE! The tension of a death game? NO MORE! The clever implementation of techno fantasy ala Liz and her smithing? NO MORE! The facade of light carried by ALO was clearly designed to lull the viewer into a false sense of security, leaving Kawahara free to further develop Kirito to new ridiculous heights of Gary Studom. Pick up some new chicks? No problem. Fight off everyone in the world? No problem! Beat the MOST POWERFUL MMO PLAYER EVER in a duel? No fucking problem! TURN INTO A GIANT MONSTER WITH NO EXPLANATION AND EAT A LARGE GROUP OF PLAYERS WHO HAVE NO MEANS TO FIGHT BACK? YOU’D BETTER BELIEVE THAT’S NO FUCKING PROBLEM FOR OUR MAN KAWA…KIRITO!
But the forces of good struck back with renewed vigor. Spearheaded by the indefatigable Koyasu, these armies attempted to scar Kawahara’s mound of darkness with inexorable traces of good. And they succeeded. Wonderfully hammy Koyasu, ridiculously good fight animation, and bright colorful visuals are proof that the universe did not sit idly by as Kawahara unleashed two years worth of gloppy frustration. Truly these were brave warriors, and we will sing songs of their efforts for eons to come.
But in the end it was not enough. SAO, sadly, exists. And this diabolical entity will almost certainly undergo a massive expansion in the future. Let us all hope that the forces of light rally back stronger than ever when this time comes.