(длинная заметка)

@темы: Книги

Комментарии
17.05.2009 в 00:11

дрыхнущий
похоже кто-то очень хочет влюбиться =)
18.05.2009 в 03:24

himself, я читаю и расстраиваюсь. Хочу поддержать разговор, но не могу - не прочел "Подростка". Книги слишком легко вовлекают меня в свою атмосферу. Я сочувствую, страдаю и волнуюсь вместе с героями, на время чтения действительность книги для меня становится важнее моей жизни. Скорее даже мир книги заменяет мир, в котором я живу. Поэтому мне очень трудно читать Достоевского - в его книгах много страдания. Мне хватило "Преступления и наказания", когда я побывал и Раскольниковым и ребенком в семье Мармеладовых - это очень тяжелые состояния. Я не умею отвлекаться, отстраняться и остаюсь в атмосфере книги слишком долго.
Поэтому, наверное, "Подростка" я так и не прочитаю. Поэтому я предпочитаю хорошо знакомого Лема. Хотя у него есть трудные книги со своими страданиями (вроде "Маски" либо "Эдема"), но я не мучаюсь над ними, как читая Достоевского.

Все же я кое-что скажу о Кодексе и эгоизме. Вообще звучит несовместимо - моральный кодекс и эгоизм. Но Достоевский писал во время зарождения капитализма в России, когда возникал новый уклад жизни. Капитализм же, известно, несет ценности как раз эгоистические и индивидуалистские. То есть формально сохранялась иерархия старой эпохи, с ее же моральным кодексом, но по-сути (бытие определяет сознание) люди уже жили другими ценностями. Думаю отсюда то формальное соблюдение нравов и соседствующий с ним эгоизм, о котором вы написали.
У нас же такого конфликта нет и современная нравственность кажется более честной лишь потому что не было старого кодекса ценностей, который конфликтовал бы с новым. Время Достоевского – это все-таки время постепенных перемен, потому старое вырождалось и сталкивалось с новым. В наше время все поменялось намного быстрее и оттого ценности стихийного капитализма пришли на пустое место – не было причин для моральных конфликтов старых и новых этик.
18.05.2009 в 03:31

Да и, может быть это личное, но я не могу поверить в эти слова: "Если бы мне дали право найти человека, которого я действительно любил бы от всей души, и который безраздельно любил бы меня, я бы не задумываясь отказался от любых материальных благ в уплату за это - а поскольку кроме себя у меня других мерок нет, я не назову иное, материалистическое поведение любовью."
Когда люди говорят о каких-то абстрактных "материальных благах" - они может быть искренне думают, что в самом деле откажутся. Но если сказать: "Хорошо, я укажу тебе человека, который полюбит тебя безраздельно, только ты, сначала, брось университет, продай мобильный, компьютер и квартиру, отдай деньги на благотворительность, не оставляя себе ни копейки, живи на улице...", то многие ли пойдут на это?
18.05.2009 в 11:48

Гость: Не спорю: может быть, возможно выдумать такие условия, которые заставят меня серьёзно задуматься. Правда, здесь надо помнить о двух вещах: во-первых, речь не о сферическом коне в вакууме, и не может такого быть, чтобы нахождение любимого человека требовало идти на такие жертвы. Но даже пусть так: во-вторых, голова-то моя всегда остаётся со мной, и я заработаю на новые мобильный, компьютер и квартиру, а близкий человек останется со мной.
Но главное-то другое: если бы грозило что-то серьёзное этой Лизе, я бы слова не сказал. Но по книге её ждёт, о ужас, переезд в другой город. Возможно, более бедная жизнь. Всё же, я думаю, будучи дочерью своей семьи, она бы не жила намного хуже, чем обычно - помогали бы.
Так что и жертва не такая большая.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail