Я заметил, что когда проговариваешь в голове мысли "вслух", то рассуждаешь чётче и приходишь к неожиданным результатам. Хотя, казалось бы, делаешь те же самые шаги. Мышление "вслух" помогает не терять нити рассуждений, рассматривать все подробности, рассуждать последовательно.

Часто, когда бессознательное мышление подводит - например, когда растревожило что-нибудь, и никак от беспокойства не избавишься, - рассуждения "вслух" позволяют понять причину, решить, чего хочешь (разумом, а не слепыми эмоциями), составить план действий и успокоиться. Помогает ясное осознание причин, избрание целей и подготовка плана. Бессознательное мышление с этой работой не справляется, пока не начнёшь думать вслух - бродишь в беспокойстве как во тьме.

Возможно, поэтому и до появления интернета многим нравилось вести дневники. Записывая мысли в дневник, мы тоже мыслим вслух.

(далее)

(И ещё кое-что)

Комментарии
29.09.2011 в 21:23

Это не "заметка", а "статья" уже... впервые я захотел кнопочку Like. Её не было.

Про часть "и ещё кое-что" (2-я часть). Я как раз туманно собирался написать "осознанности псто", но у меня были только мысленные заготовки и до момента пока это оформится времени ещё много. Но ты уже кое-что написал. Возможно, не то, что собирался написать я. Я пока не знаю, что я собирался написать и, в любом случае, даже если я напишу, это уже будет не то, что я собирался написать изначально, т.к. я испытал влияние.

Далее, про связанность процесса мышления и проговаривания (1-я часть). Я часто разговариваю сам с собой, особенно когда решаю задачу или пишу программу. Некоторые пугаются этого, некоторые привыкли. Кто-то сказал, что разговоры самого с собой являются нарушением. Я так не считаю. Разговариваю уже много лет, зависимости никакой. Проговаривание вслух позволяет лучше держать нить рассуждений. Если рассуждать про себя, мысль может срываться. Когда говоришь вслух, ты просто ОБЯЗАН закончить фразу.

Также есть такая вещь, как язык мыслей. То есть, на каком языке человек думает. Об этом я уже слышал многократно -- люди думают на каком-либо языке. Обычно, на родном. Если человек знает несколько языков, он может переключаться. Иногда слова другого языка находятся даже быстрее, чем слова родного, тогда подставляются они. С грамматикой сложнее. Также про связанность понятий разных языков, я заметил следующее. В мозгу формируется некий центр понятия, к котором прилеплены с разных сторон слова разных языков, его (центр) обозначающих. Как иглы в шарик (по моим ощущениям).

Есть методика скорочтения. Я ей не владею, хотя пытался действовать указанным далее образом. Она заключается как раз в том, что каждое слово видится целиком и переходит из визуальной формы в центр понятия, минуя проговаривание. Только что подумал, что этого очень легко добиться, видя иероглиф и "понимая" о чём он, не вспоминая ни чтения, ни значения. Таким образом не тратится время на произнесение слова вслух. Во время обычного чтения же предложение проговаривается и воспринимается на внутренний слух (тоже интересное явление, будто слушаешь сам себя). Это медленнее. Но при скорочтении всё слишком быстро и не успеваешь воспринимать. Это по моим ощущениям от жалких попыток. Возможно после тренировок можно будет и воспринимать что-либо, кроме художественного текста. Но художественный текст приятнее проговаривать, конечно.

К чему это я? На самом деле мышление без слов тоже существует и его нельзя сбрасывать со счетов, хотя можно ли делать логические выводы таким образом, я не знаю. Кроме того, можно не осознавать окружающий мир, т.к. вся осознанность ушла во внутренние мысли.

Твой пост было почему-то тяжело читать, приходилось перечитывать одни и те же фразы и абзацы по нескольку раз, пока понял хоть что-то. Решил прочитать родственничкам вслух, та же фигня.

Простите за неровный почерк (бессвязный комментарий).
30.09.2011 в 19:12

Извини, если не точно в тему.
Кстати говоря об обезьянах. В экспериментах Кёлера они демонстрировали некоторую сообразительность. Например, шимпанзе без дрессировки понимали как надо воспользоваться палкой, чтобы притянуть к себе недоступную еду, сразу понимали, что для этого можно воспользоваться веревкой, если еда была к ней привязана, даже могли из нескольких коротких палок сконструировать длинную, основываясь на своем собственном опыте - т.е. если случайно один раз получилось, будут повторять специально. В тех же самых условиях собаку, например, надо было дрессировать. При этом оказалось, что именно зрительное восприятие влияет на решение задачи - т.е. если палку убрать подальше от еды и обезьяна не будет её видеть, она не придет сама к решению, только если её научить.
Из этого, в частности, можно сделать вывод, что мышление и речь генетически происходят из разных источников, но при этом, именно речь видимо и повлияла на развитие полушарий мозга, то есть привела к нынешнему уровню человеческих интеллектуальных возможностей.
30.09.2011 в 19:13

К тому же помимо абстрактного (понятийного, теоретического) мышления существует наглядное-действенное и наглядно-образное мышление, они являются одновременно уровнями развития мыслительных способностей у человека, в том числе и характерными для определенных периодов развития (например дошкольники мыслят наглядно-действенно, поэтому им легче объяснить что-то вроде сложения-вычитания на палочках, яблоках и т.д.), и одновременно дополняют друг друга и помогают друг другу. Так что способность мыслить возникает вместе с восприятием и действием. Вот как, например, обучить слепоглухонемого? Раньше, еще в начале 20-го века, если ребенок рождался таким, он обречен был быть овощем. Некоторые думали, что его надо сразу речи учить, потому что человека человеком делает речь, но ничего не выходило. А потом догадались, что нужно задействовать единственное что у него есть - тактильные и вибрационные ощущения, обоняние и, в первую очередь, обучить обращению с "орудием", при чем действия для начала должны быть с предметами, которые связаны с основными потребностями. Например, научить самостоятельно есть ложкой - сначала двигать рукой ребенка, преодолевая его возможное сопротивление, затем помогать делать это самостоятельно. Наконец у ребенка появится значение того, что он делает и возникнут образы предметов, которыми он действует, тогда уже имеет смысл обучать речи: чтению, письму, жестам. Тогда уже и абстрактное мышление развивается.
30.09.2011 в 19:13

К вопросу проговаривания: ребенка еще нужно научить думать про себя, а уж тем более просто усвоить значения слов и действий и перестать испытывать необходимость во внутреннем звуковом сопровождении. Обучение переноса действия во внутренний план проходит начиная от опять же манипуляции с предметами и проговариванию вслух (палочками, карточками и т.п.) к просто проговариванию вслух, потому когда оно становится безошибочным - проговариванию про себя и потом только все значения усваиваются достаточно, чтобы осталось только действие.
Из этого я согласна, что все новое, от решения сложных, нетривиальных задач до новых идей или свежего взгляда, приходит к человеку из проговаривания и усвоения проговоренного, поэтому диалог с собой или с другими это действительно прекрасный способ усвоить информацию. Проговаривание нужно для подъема по лестнице развития, а то, что уже усвоено может оставаться глубоко во внутреннем плане просто чтобы ускорять мысль в решении повседневных задач.
07.10.2011 в 04:50

Гость, ну вот, разгромила мою теорию) Всё-таки, есть в словесном мышлении что-то исключительное. Например, образами я могу представить, как что-то делаю, но не объяснить свои чувства. Но я уже немного запутался, и пока не знаю, как свою идею дальше защищать (и что из неё надо защищать). Наверное, большую часть из того, над чем я сейчас ломаю голову, кто-нибудь уже изучил. Тяжело неучу :)
07.10.2011 в 11:57

Да я сама не большой специалист в этом вопросе, так что глубже дискуссию развести, наверное, не смогу.
Я не хотела её громить, всего лишь хотела сказать, что, грубо говоря, мышление без речи (т.е. если словесное мышление не участвует) возможно, но на более-менее примитивном уровне. Или на уровне экономии энергии, когда человек взаимодействует с уже хорошо знакомыми вещами. Это кстати еще и момент выживания: эмоция быстрее предупредит человека о необходимости действия, чем сформированная и вербализованная мысль. Поэтому многие после окончания школы и университета сводят словесное мышление к минимуму и пользуются для выживания готовыми шаблонами.
Я думаю, стоит еще ввести понятие рефлексии - это как раз к фразе "образами я могу представить, как что-то делаю, но не объяснить свои чувства". Рефлексия это вообще способность посмотреть на себя как на предмет познания. А исследование себя невозможно без слов как и любое исследование, потому что слова конкретизируют смыслы и закрепляют мысль. Но есть и глубина рефлексии: можно почувствовать дискомфорт в душе и понять, что "я грустный" или "несчастный", etc и на этом свою рефлексию остановить, а можно копать дальше, выяснять причины, думать как бороться с этим и т.д. Если пойти по пути глубокой рефлексии, затронешь свои отношения с миром, может быть только с ближайшим окружением, а может быть с миром вообще. Таким образом, я предполагаю, что у развитого и стремящегося к развитию человека познание мира должно быть почти неразрывно связано с рефлексией и со словесным мышлением. Но акмэ (в этом смысле) достигают не все.
07.10.2011 в 12:01

Как писал философ и психолог С.Л. Рубинштейн, у человека есть два способа жизни: первый не выходит за рамки непосредственных связей и межличностных отношений, а всякое отношение такого человека это отношение к частным явлениям, но не к жизни вообще, такой человек не может выключиться из непосредственного переживания и мысленно занять позицию извне для осознания себя в мире. Такая жизнь выступает как природный процесс, всё поведение определяется связями, которые человек имеет с другими людьми и заданными нормами. Второй способ связан с появлением рефлексии и, соответственно философского осмысления жизни, осознанного отношения к нравственности, к ответственности, к жизни, другим людям.
05.06.2015 в 11:40

Чтобы избавиться от проговаривания и качественно улучшить мышление есть программы специальные. PerfectBrain например.
05.06.2015 в 12:06

Гость, а я вот не знаю, нужно ли избавляться. Короткие углы можно срезать, но у любого человека найдётся сложность рассуждений, при которой интуитивные переходы будут рискованными.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии