Я кому-то когда-то говорил, что Пелевин как будто живёт в другом мире, в России Пушкиных и Лермонтовых - все сиюминутные события, важные для нас, проходят мимо неё, отбрасывая туда только слабые тени. Долгое время о нём ничего не слышно, потом выходит новая его книга, которую он написал где-то в стране без грязи и крови и дураков и воров, без волнений и власти, в аристократической России, где есть только образы этих вещей. И через много лет наши дрязги и мелочи жизни забудутся и именно его Россия останется в истории, Россия Пелевина, в которой он всё это время жил один, топя в пустой квартире камин.
Левиафан - тоже фильм из параллельного мира, только другого: того, где в России живут люди, которые её действительно любят, люди добрые, несчастные, но талантливые. Не знаю, как надо смотреть, чтобы жаловаться, что Левиафан показывает Россию "неприглядной" - он показывает её прекрасной. Какой ещё можно вспомнить фильм с такими красочными пейзажами, с такой естественной речью, с такими понятными и незлыми героями? Кто вообще здесь так снимает - в России, в которой живу я, в России Мединского и Жириновского и патриотического угара?
Левиафан - это волшебное кривое зеркало, преобразившись в котором, наши покосившиеся заборы и жидкие от грязи дороги вдруг становятся почти такими же величественными, как море, бьющееся о скалы. Он докапывается до глубины души, сквозь слои безнадёжности и "в какой помойке мы живём", находит подо всем этим чистые привычные образы и показывает только их. Он не пародирует и не высмеивает, он как камера, если её завести на 24 часа и прокрутить за одну минуту: мельтешащие толпы сольются в туман, и останется неподвижная площадь под ними.
Говорят, что это экспортный фильм, для иностранцев. Да иностранец его даже как следует не почувствует. Что бы там Звягинцев не говорил, что люди все одинаковы, нужно жить в наших деревнях и ездить в наших маршрутках, чтобы понять другого такого же, когда он без злобы рассказывает о них - просто о своей стране, земляк земляку. Не "Господи, там на дороге яма и коровьи экскременты, как они живут?!", а "Ну у них деревня там, триста домов, в советское время колхоз был, но потом увёл кто-то и развалил. Народ поразъехался, живёт старичьё в основном, дома пустые по улице стоят".
Ещё говорят, что фильм "клевещет на Родину" и "не всё так плохо". По-моему, про Родину в фильме особо ничего и нет. Но и преувеличений нет. Я был на судах - именно так зачитывают приговоры, так идут процессы. Защита почти никогда ничего не значит - 99% приговоров у нас обвинительные. Вам это не нравится? Но это правда. Это и есть наша Родина, и нужно очень её любить, чтобы любить её такой, а не в больной фантазии, где мы великие, гремим под небесами и скоро покажем всему миру. А если вы хотите про человека-паука на летающем автомобиле среди небоскрёбов, то это как раз враньё и подражание американцам, хотя последнее и не грех.
Удивительно, откуда такой фильм взялся среди нынешнего разложения и лихорадки? Какая школа воспитала сценариста и режиссёра, какие книги он читал, и почему не те, что стоят сейчас в книжных магазинах? Как жил все эти годы, какой телевизор смотрел, с какими людьми общался? Десять лет на нашей культуре жгли костры, а потом 15 лет красили в цвет травы, казалось бы, всё должно было умереть перед лицом православия, балалаек и патриотизма. Откуда тут эти цветы?
Разумеется, если начинать жаловаться, найдётся и на что пожаловаться. Оба священника играют так себе и роли у них плохие. Героиня слишком уж красива среди других работниц рыбзавода, это неправда и бьёт по глазам. И фильму не хватает завершённости, хотя режиссёр и уверен, что "достаточно показать проблему". Из-за последнего кино немного фестивальное, сложное, больше Достоевский, чем Вачовские.
Но один раз посмотреть безусловно интересно, и если вы сомневаетесь, как это сделать, сходите в кинотеатр. В сети есть украденная чистая копия (не экранка), но дважды "Левиафан" смотреть захотят не все, поэтому поставьте на то, что он вам понравится, и посмотрите сразу в хорошем виде.
Левиафан - тоже фильм из параллельного мира, только другого: того, где в России живут люди, которые её действительно любят, люди добрые, несчастные, но талантливые. Не знаю, как надо смотреть, чтобы жаловаться, что Левиафан показывает Россию "неприглядной" - он показывает её прекрасной. Какой ещё можно вспомнить фильм с такими красочными пейзажами, с такой естественной речью, с такими понятными и незлыми героями? Кто вообще здесь так снимает - в России, в которой живу я, в России Мединского и Жириновского и патриотического угара?
Левиафан - это волшебное кривое зеркало, преобразившись в котором, наши покосившиеся заборы и жидкие от грязи дороги вдруг становятся почти такими же величественными, как море, бьющееся о скалы. Он докапывается до глубины души, сквозь слои безнадёжности и "в какой помойке мы живём", находит подо всем этим чистые привычные образы и показывает только их. Он не пародирует и не высмеивает, он как камера, если её завести на 24 часа и прокрутить за одну минуту: мельтешащие толпы сольются в туман, и останется неподвижная площадь под ними.
Говорят, что это экспортный фильм, для иностранцев. Да иностранец его даже как следует не почувствует. Что бы там Звягинцев не говорил, что люди все одинаковы, нужно жить в наших деревнях и ездить в наших маршрутках, чтобы понять другого такого же, когда он без злобы рассказывает о них - просто о своей стране, земляк земляку. Не "Господи, там на дороге яма и коровьи экскременты, как они живут?!", а "Ну у них деревня там, триста домов, в советское время колхоз был, но потом увёл кто-то и развалил. Народ поразъехался, живёт старичьё в основном, дома пустые по улице стоят".
Ещё говорят, что фильм "клевещет на Родину" и "не всё так плохо". По-моему, про Родину в фильме особо ничего и нет. Но и преувеличений нет. Я был на судах - именно так зачитывают приговоры, так идут процессы. Защита почти никогда ничего не значит - 99% приговоров у нас обвинительные. Вам это не нравится? Но это правда. Это и есть наша Родина, и нужно очень её любить, чтобы любить её такой, а не в больной фантазии, где мы великие, гремим под небесами и скоро покажем всему миру. А если вы хотите про человека-паука на летающем автомобиле среди небоскрёбов, то это как раз враньё и подражание американцам, хотя последнее и не грех.
Удивительно, откуда такой фильм взялся среди нынешнего разложения и лихорадки? Какая школа воспитала сценариста и режиссёра, какие книги он читал, и почему не те, что стоят сейчас в книжных магазинах? Как жил все эти годы, какой телевизор смотрел, с какими людьми общался? Десять лет на нашей культуре жгли костры, а потом 15 лет красили в цвет травы, казалось бы, всё должно было умереть перед лицом православия, балалаек и патриотизма. Откуда тут эти цветы?
Разумеется, если начинать жаловаться, найдётся и на что пожаловаться. Оба священника играют так себе и роли у них плохие. Героиня слишком уж красива среди других работниц рыбзавода, это неправда и бьёт по глазам. И фильму не хватает завершённости, хотя режиссёр и уверен, что "достаточно показать проблему". Из-за последнего кино немного фестивальное, сложное, больше Достоевский, чем Вачовские.
Но один раз посмотреть безусловно интересно, и если вы сомневаетесь, как это сделать, сходите в кинотеатр. В сети есть украденная чистая копия (не экранка), но дважды "Левиафан" смотреть захотят не все, поэтому поставьте на то, что он вам понравится, и посмотрите сразу в хорошем виде.
Моему соседу, немолодому британцу, понравилось.
meduza[точка]io/feature/2015/01/13/kapitan-teriberka
Утащил с одного украинского сайта. По-моему, правильный ответ на вопрос:
Фильм «Покаяние» был снят в 1984 году, за год до перестройки, которой не было даже в проекте. Никто и представить себе не мог, что вот-вот произойдёт такое оглушительное крушение мира в огромной и, казалось бы, совершенно устойчивой стране, пишет Владимир Спиваковский.
Сейчас в России сняли фильм «Левиафан». Случайностей ведь не бывает. Наверное, сняли тоже в предчувствии накатывающего неотвратимого катаклизма.
В этой новой ленте уже нет никакого покаяния, которое могло бы их спасти 30 лет назад. В этом фильме показана катастрофа. Моральное разложение, деградация и обесчеловечивание огромной страны.
...природа очень чутка, она заранее извещает о том, что будет вулкан, землетрясение или цунами. Просто не все люди имеют специальные органы чувств для распознавания этих сигналов.
В нынешней убийственной для этой страны ситуации уже неважно, чья фамилия значится в титрах – Абуладзе или Звягинцева. Просто у художников генетически и исторически срабатывает особое обостренное чутье. Они эти фильмы снимают чисто интуитивно.
Не было. Нет, может и возможно хуже, но тогда советская диктатура (я считаю советский строй одной из разновидностей фашизма) была на своём пике "худшести". И что плохо - можно было только чувствовать. Но не писать и уж тем более не снимать фильмы. Фильмы можно было снимать только о том, что "жить стало лучше, жить стало веселее". Это было наше дно. Война сути этой диктатуры не изменила - т.е. она не может считаться хуже. Сталинизм - от начала и до конца (до 53-го) - это дно. Потом уже было немного лучше.
И, в любом случае, чувство, о котором мы говорим - это предчувствие именно гибели государства. Крах. Конец. В 30-е такого не могло быть - диктатура полна сил. А теперь она без народа, без какого-либо сопротивления изнутри САМА себя губит, ввязавшись в мировую войну. Это и чувствуется. Для такого чувства нужны условия, которых в 30-х не было. Сравнивать можно только с концом Российской империи и с концом Союза.
Тут и ещё особенность - почему нашлись люди, которые так думают. Вас это удивляет. Для властей не проблема картину запретить. Да просто не выпускать - возможностей много. Мы бы и не узнали, что она есть. Я думаю, они там тоже чувствуют. И, быть может, как и в позднем СССР - уже кое-что готовят, потому и допустили выпуск (как "Покаяние", которое сначала положили на полку и выпустили, когда "время пришло). Это ещё одно отличие с 30-ми, когда такое произведение даже на свет бы не появилось. Напрасно вы не доверяете предчувствиям.
Но почитайте критические рецензии на "Левиафан" и представьте, как их авторы "любят" свою страну. Сейчас все либо "патриоты" (люди с чувством собственной неполноценности, которые везде видят оскорбления и происки, и встают с колен), либо "кающиеся" ("Рашка-парашка, 300 лет надо вымаливать у всего мира прощения, и вообще нас надо развалить, всем лучше будет"), и немножко есть "адекватов" (которые всё это видят и как бы недовольны, но стараются трезво смотреть на вещи: всё это вызвано горячкой, и при лечении - пройдёт). Однако даже про последних сложно сказать, что они свою страну прямо-таки любят. А про первых и вторых и говорить нечего.
А вот про "Левиафан" можно. Он здоровый. Поэтому непонятно, откуда взялся. Ну и актёры играют хорошо, режессура хорошая, чисто технически тоже неожиданно.
это совершенно правильно и отлично сказано. а я все выразить не могла )