Есть такая штука - синдром поиска глубокого смысла, СПГС. Вкратце, это когда человек смотрит тупой гаремник, после чего неделю ходит с круглыми глазами и рассказывает, как "в этом шедевре японской анимации тончайшими штрихами были раскрыты темы человечности, дружбы и любви".
Вроде как считается, что СПГС - это плохо. Я так не думаю. Люди, находящие глубокий смысл в ерунде, хотя бы способны думать и чувствовать. Это уже неплохо. А если их до слёз тронула или сподвигла на размышления полная чепуха, что ж, это говорит лишь об их наивности. Наивность - не порок.
Но ведь они всё же размышляли, пусть и вдохновлённые чепухой.
Напротив, неспособность увидеть смысл говорит если не о глупости (вдруг смысл всё же был?), то в лучшем случае ни о чём.
Почему ни о чём?
Потому, что дурак тоже может не увидеть смысла там, где его нет. Это не признак ума![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Вроде как считается, что СПГС - это плохо. Я так не думаю. Люди, находящие глубокий смысл в ерунде, хотя бы способны думать и чувствовать. Это уже неплохо. А если их до слёз тронула или сподвигла на размышления полная чепуха, что ж, это говорит лишь об их наивности. Наивность - не порок.
Но ведь они всё же размышляли, пусть и вдохновлённые чепухой.
Напротив, неспособность увидеть смысл говорит если не о глупости (вдруг смысл всё же был?), то в лучшем случае ни о чём.
Почему ни о чём?
Потому, что дурак тоже может не увидеть смысла там, где его нет. Это не признак ума
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Первая — когда человек ищет скрытный смысл там, где его нет, только для того, чтобы "возвыситься" над окружающими, почувствовать себя "элитой" и назвать всех вокруг "быдлом". Таких людей очень легко обидеть/разозлить картинкой «Every time you bring quantum mechanics to cartoon-related discuss.. god kills a kitty. Please, think of kittens». К сожалению, мне лень ее искать.
Вторая категория — людям нравится сам процесс поиска. Для последних не обязательно давать ответы, т.к. ответы зачастую сводят на нет красоту вопросов (взять то же настоящее имя Кёна). Эти люди просто наслаждаются самой глубиной постановки вопроса. Кстати, у японцев для этого есть даже специальное слово — югэн. В википедии это понятие описано ужасно, поэтому приведу цитату из книги Всеволода Овчинникова «Ветка сакуры».
Тайна искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное,
любоваться невидимым.
В этой мысли коренится четвертый критерий японского представления о
красоте. Он именуется "югэн" и воплощает собой мастерство намека или
подтекста, прелесть недоговоренности.
Совершенствование прекраснее, чем совершенство; завершение полнее
олицетворяет жизнь, чем завершенность. Поэтому больше всего способно
поведать о красоте то произведение, в котором не все договорено до конца.
Чаще намекать, чем декларировать, -- вот принцип, который делает
японское искусство искусством подтекста. Художник умышленно оставляет в
своем произведении некое свободное пространство, предоставляя каждому
человеку по-своему заполнять его собственным воображением.
У японских живописцев есть крылатое выражение: "Пустые места на свитке
исполнены большего смысла, нежели то, что начертала на нем кисть". У актеров
издавна существует заповедь: "Если хочешь выразить свои чувства полностью,
раскрой себя на восемь десятых".
Японское искусство взяло на себя задачу быть красноречивым на языке
недомолвок. И подобно тому как японец воспринимает иероглиф не просто как
несколько штрихов кистью, а как некую идею, он умеет видеть на картине
неизмеримо больше того, что на ней изображено. Дождь в бамбуковой роще, ива
у водопада -- любая тема, дополненная фантазией зрителя, становится для него
окном в бесконечное разнообразие и вечную изменчивость мира.
Югэн, или прелесть недосказанности, -- это та красота, которая скромно
лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность. Ее может вовсе не
заметить человек, лишенный вкуса или душевного покоя.
Хорошо это или плохо — судить не мне, но первый тип СПГС, основанный в большинстве своем на чувстве собственной важности, мало связан с югэн. Хотя, первый тип можно считать этапом ко второму. Все-таки совсем не увидеть скрытный смысл намного легче.
Возвращаясь к вопросу о том, что "здесь уж точно не может быть скрытного смысла". Ну, кому как. Кто-то видит, кто-то — нет. Все мы разные. Дело тут не в самих произведениях, дело в людях.
Ну в общем да, я примерно это и имел в виду. Произведения как лучи света, а люди - как системы зеркал. Даже слабый лучик может в ком-то отразиться сложной, красивой картиной.
потому что в большинстве случаев те, кто страдает спгс как раз видят смысл в ерунде, но не видят в серьезных вещах. по моим наблюдениям это так
вот например, я
С Раскольниковым, кстати, я по себе понял, что Достоевский просто для более взрослого читателя. Наверное, даже более взрослого, чем я сейчас, и уж точно не для школьника. А деснот мне тоже нравится)